Топ-10 медицинских технологий Клиники Кливленда (Cleveland Clinic): лечение в США
Новые технологии превращают диагностику и лечение в настоящее чудо.
Лечение в США считается одним из лучших в мире.
Искусственная поджелудочная железа возвращает полноценную жизнь диабетикам. Электростимулятор лечит обструктивное апноэ сна. Генная терапия возвращает зрение слепым детям.
Это лишь некоторые медицинские инновации, разработанные знаменитой Клиникой Кливленда и ее партнерами.
Сегодня мы в порядке важности перечислим топ-10 лучших медицинских технологий, которые уже применяются или ожидают внедрения в клиническую практику в 2018 году.
1. Гибридная система доставки инсулина
Минувший год принес долгожданный прогресс в лечении сахарного диабета – это первая искусственная поджелудочная железа (гибридная система для доставки инсулина с обратной связью). Технология радикально меняет подход к лечению сахарного диабета I типа. Утвержденная FDA в конце 2016 года, новая технология обеспечивает прямую связь между непрерывным устройством контроля глюкозы и инсулиновой помпой.
Новинка полностью заменяет концепцию «открытого цикла», когда пациент должен самостоятельно следить за монитором и определять дозу инсулина.
Предполагается, что гибридная система завоюет американский рынок в 2018.
Все больше пациентов выбирают автоматический контроль глюкозы, а ведущие страховые компании США все чаще соглашаются возмещать стоимость недешевого устройства.
Эксперты весьма оптимистично оценивают результаты применения системы у пациентов с инсулинозависимым диабетом. Американские врачи рассчитывают на внедрение аналогичного продукта для больных сахарным диабетом II типа в течение ближайших лет.
2. Нейромодуляция для лечения обструктивного апноэ сна
Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) – наиболее распространенное нарушение сна, которым страдает от 3 до 7% населения мира. В Соединенных Штатах количество пациентов с СОАС оценивается в 21 миллион человек; до 40 тысяч ежегодно умирают от его последствий. Апноэ сна ассоциируется с гипертензией, инфарктом и инсультом.
«Золотым стандартом» лечения в США являются устройства для создания непрерывного положительного давления в дыхательных путях (C.P.A.P.). К сожалению, более 40% пациентов отказываются надевать громоздкое и неудобное оборудование во сне.
Клиника Кливленда и ее партнеры презентовали имплантат, обеспечивающий стимуляцию ключевых мышц дыхательных путей во время сна. Носимое устройство с удаленным управлением синхронизирует потребление воздуха с помощью датчика дыхания и стимулятора.
Устройство для лечения СОАС питается от крошечной батарейки, не приковывает больного шлангами и проводами к постели, отличается комфортом и безопасностью. Новая аппаратура продемонстрировала блестящие результаты в ходе клинических испытаний.
3. Генная терапия наследственных заболеваний сетчатки
В 2018 году ожидается положительное решение FDA по поводу новой генной терапии для наследственных заболеваний сетчатки.
Издание Medbe.ru сообщало о том, как технология замены генов в пораженных клетках сетчатки с помощью вирусных векторов обеспечивает улучшение зрения при врожденном амаврозе Лебера и пигментном ретините.
Вызванные биаллельными мутациями RPE65, эти редкие генетические состояния приводят к постепенной утрате зрения и полной слепоте. В настоящее время в мире нет официально одобренных методов лечения заболеваний, вызванных мутациями RPE65. Большинство пациентов обречены на слепоту с малых лет.
Инновационная генная терапия обеспечивает восстановление «рабочей» копии гена и синтез функциональных, здоровых протеинов. Врачи помещают ген в модифицированный вирус, доставляя вирусный вектор непосредственно к пораженным клеткам сетчатки.
В 2017 году FDA присвоило препарату для генной терапии RPE65 приоритетный статус, и буквально за несколько месяцев экспертный комитет одобрил метод.
Лечение в США генетических заболеваний вскоре выйдет на новый уровень.
4. Беспрецедентное снижение холестерина и ЛПНП
Липопротеины низкой плотности (ЛПНП) известен как «плохой» холестерин – эта разновидность липидов крови ассоциируется с жировыми отложениями на интиме артерий и их закупоркой. Некоторые из современных комбинаций лекарственных препаратов позволяет снизить уровни ЛПНП на 50, 60, 75%. Хотя это примечательные показатели, их бывает недостаточно.
Каким должен быть «плохой» холестерин в идеале?
В последнее время проводится ряд исследований, но ответ до сих пор не найден. Клинические испытания на базе Клиники Кливленда продемонстрировали снижение сердечно-сосудистой смертности на 20% при лечении статинами в комбинации с новым классом препаратов – ингибиторами PCSK9.
Новая комбинированная терапия позволяет достичь ультранизких значений ЛПНП. Что это означает? Врачи получили надежные инструменты, чтобы эффективно бороться с холестерином у любых пациентов, в том числе при наследственных гиперхолестеринемиях (НГХС).
5. Телемедицинские технологии будущего
Эпоха интернета принесла нам не только YouTube и шоппинг онлайн, но и консультации специалистов по вебке. Телемедицинские технологии особенно важны для огромных стран с труднодоступными территориями, таких как Россия, Канада, США или Китай.
Устранение географических барьеров делает профессиональные консультации и лечение одинаково доступными для всех, приближая результаты к идеалу.
Телемедицина помогает пациентам с ограниченными возможностями и ослабленным иммунитетом, сокращает многотысячные очереди в и снижает затраты на диагностику.
Соединенные Штаты активно строят телемедицинскую программу: 90% руководителей медицинских учреждений сообщили о наличии такой технологии или подготовке ее к 2018 году. Согласно прогнозам, в 2018 удаленными консультациями воспользуются более 7 000 000 американцев, то есть в 19 раз больше по сравнению с 2013 годом.
Клиника Кливленда за последнее время внесла впечатляющий вклад в телемедицину. Исследователи не ограничиваются веб-камерами и мониторами, работая над совершенствованием носимых датчиков и домашних лабораторий – это сделает визит в поликлинику вчерашним днем.
6. Новые платформы для разработки вакцин
По приблизительным оценкам, разработка одной вакцины обходится почти в $200 миллионов и занимает не менее 10 лет. Однако самые сложные проблемы – это сроки и доставка вакцин в очаги новых эпидемий. Недавние вспышки Эбола и Зика дали понять человечеству, что мы не подготовлены к серьезному испытанию и совершенно беззащитны.
В 2018 американские врачи продолжат модернизировать всю инфраструктуру разработки и доставки вакцин, чтобы сократить время ответа на любую возникшую угрозу. Только в США за последние 20 лет можно было предотвратить 21 000 000 госпитализаций и 732 000 смертей, если бы новые платформы для разработки вакцин появились раньше.
Одно из направлений работы кливлендских ученых – сублимационная сушка, позволяющая пересылать термолабильные препараты в отдаленные жаркие регионы мира.
Врачи создают вакцины против гриппа с применением табака, насекомых и наночастиц.
Третье направление исследований – безболезненное введение препаратов. Вместо шприцев активно разрабатываются оральные вакцины, интраназальные препараты и микроиглы.
Ожидается, что в 2018 году на рынок США поступит пластырь с вакциной от гриппа.
Эти новые способы разработки, доставки, хранения и вакцинации позволят своевременно реагировать на новые всемирные угрозы.
7. Таргетная терапия рака молочной железы
Благодаря инновациям лечение рака в США остается очень популярным среди иностранных пациентов. Высокая стоимость услуг и проживания с лихвой перекрывается фантастическими технологиями, которые не могут предложить другие клиники мира.
Сегодня Клиника Кливленда ведет активное наступление на рак молочной железы.
Проверенные методы – посредством гормональной терапии, химиотерапии и облучения – остаются основой. Но эти методы зачастую недостаточны для предотвращения рецидива болезни. Кроме того, они сопряжены с многочисленными побочными эффектами.
В 2018 году ожидается расцвет так называемой таргетной терапии рака – избирательных препаратов, воздействующих на специфические клеточные мишени опухоли.
Среди таргетных методов лечения рака молочной железы в США:
• ингибиторы PARP для определенных мутаций генов BRCA1 и BRCA2
• ингибиторы CD K 4/6 для ER-положительного / HER-2-отрицательного рака
• новые таргетные агенты HER-2 и многое другое.
8. Быстрое восстановление после операций
На протяжении десятилетий процедура до и после операции была стандартной: воздержание от приема пищи накануне вмешательства, обезболивающие препараты после, постельный режим до полного восстановления организма.
Значительный рост количества хирургических операций и опиатная эпидемия вынудили американских врачей разрабатывать новые стратегии подготовки и восстановления пациентов после вмешательства. Пристальное внимание обращают на сокращение времени пребывания в стационаре, ограничение анальгетиков и профилактику повторных госпитализаций.
Несколько медицинских центров, включая Клинику Кливленда в Огайо, разрабатывают концепцию «улучшенного» или «ускоренного» восстановления после операции (ERAS — Enhanced Recovery After Surgery). Она допускает прием пищи до операции, ограничивает количество опиоидов, поощряет скорое начало ходьбы и при этом сокращает риск осложнений.
Клинические испытания показали, что протоколы ERAS сводят к минимуму риск тромбоза и инфекций, тошноту и атрофию мышц, а также сокращают расходы на лечение. Секрет протокола в особой послеоперационной диете, мультимодальной анальгезии и физиотерапии.
В 2017 году крупнейшие клиники США и хирургические общества наладили сотрудничество, чтобы в следующем году внедрить ERAS в общенациональных масштабах.
9. Централизованный мониторинг пациентов
В большинстве наших больниц забота о собственном здоровье и своевременное обращение к врачу – дело рук самого утопающего.
Почувствовал неладное – зови на помощь!
В Соединенных Штатах ведущие клиники стараются наладить массовый удаленный мониторинг пациентов при помощи электроники. Как внутри отделения, так и за его пределами.
По данным Американской кардиологической ассоциации, только 1 из 4 пациентов выживают после остановки сердца в условиях стационара. Более того, до 44% случаев остановки внутри больницы не выявляются должным образом или выявляются с запозданием.
Сначала была решена проблема перегруженных врачей и медсестер, которые могут потерять бдительность из-за постоянного шума, исходящего от систем телеметрии. Чтобы не пропустить важный сигнал и не поставить пациента под удар, в Клинике Кливленда организован централизованный мониторинг (CMU) – нечто вроде «аварийной службы».
Для этого уже 2 года существует центр, начиненный современным телеметрическим оборудованием, включая камеры высокой четкости и датчики для контроля артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, насыщения крови кислородом и др.
В 2016 году были опубликованы результаты первых 13 месяцев работы CMU: выживаемость при остановке сердца в условиях стационара возросла до 93%, существенно сократилось количество ложных тревог, снизилась нагрузка на медицинский персонал. С тех пор централизованный мониторинг многократно совершенствовался, появлялись уникальные датчики, новые режимы работы и фильтрации ложных сигналов.
Этот подход к мониторингу, получивший название «небесный глаз» (eye in the sky), вызывает живой интерес клиник в Германии, Испании, Великобритании и других странах.
10. Профилактика облысения после химиотерапии
Химиотерапия рака чревата многочисленными осложнениями. Для женщин потеря волос – дополнительный стресс и причина психологических проблем. Именно американские ученые сделали первый шаг для профилактики облысения с помощью охлаждения.
Практика «охлаждающих шапочек» предполагает снижение температуры скальпа на несколько градусов непосредственно перед введением препаратов, во время и сразу после процедуры. Этого оказывается достаточно, чтобы ограничить выпадение волос у большинства пациенток, получающих химиотерапию при раке молочной железы.
Технология была одобрена FDA в мае 2017 года.